усилители
салон
МИР
ЗВУКА
© салон МИР ЗВУКА 1996-2016
Адрес: 454048, Россия, г. Челябинск, ул. Елькина 85
(первый этаж, левое крыло) САЛОН “Мир Звука”
Контактное лицо: Шкодских Александр Викторович
тел.:8 (351) 264-22-22, E-mail : mirzvuka74@mail.ru
mz
Какой усилитель вам выбрать?
Выбрать Hi-Fi-усилитель можно, предъявив к нему элементарные требования.
Первое: минимально допустимая нагрузка должна быть не 8 (или 6), а — 4 ома. В этом случае вы не будете свя-
заны какими-либо ограничениями по допустимым сопротивлениям нагрузки со стороны акустических систем (АС).
Полное сопротивление АС (импеданс) принято указывать в виде числа из ряда 2, 4, 6, 8, 16 Ом. Чаще всего встреча-
ется 4-, 6-или 8-омная акустика, хотя, строго говоря, импеданс меняется от частоты и может падать до 1–2 Ом
(обычно в НЧ-области) или, наоборот, взлетать до 30–50 Ом. Представляется, что безопасность работы усилителя
должна быть на первом месте. Если его выходной каскад по каким-либо причинам выйдет из строя и возникнет
необходимость обращаться в сервисный центр, то в проведении гарантийного ремонта вам могут отказать на
основании нарушения правил эксплуатации. Поэтому лучше, если ваш усилитель будет «официально» готов к
работе с минимальной нагрузкой 4 ома, что косвенно свидетельствует о качестве блока питания.
Второе: максимальная выходная мощность должна соответствовать… размеру помещения. Например, величина
30–50 Вт на канал прекрасно подойдет для комнаты площадью 12–15 кв. м. Для жилища в 20–30 «квадратов» такая
мощность при определенных условиях может показаться скромной (крайне нечувствительная акустика, страсть к
концертному уровню звучания). Чтобы не выкручивать до предела регулятор громкости и не испытывать по этому
поводу комплексов неполноценности, запас мощности не помешает. Есть и более серьезный резон: работающий на
пределе возможностей усилитель — потенциальный источник нелинейных искажений, связанных с появлением
высших гармоник, которые, в свою очередь, увеличивают риск погубить ВЧ-динамики. Значит, полезно брать аппарат
помощнее, например, по 100–120 Вт на канал. А как же — колонки? Не надо пугаться этой цифры, даже если акустика
рассчитана на меньшую мощность, просто старайтесь, что называется, контролировать процесс.
Третье: приличный усилитель обязан иметь выходные винтовые клеммы для всех каналов, а не отверстия с
пружинными защелками для кабелей. Эта нехитрая деталь конструктивного оформления указывает на уровень
претензий самого разработчика. Известно, что при выпуске массового товара счет идет по каждому элементу.
Например, лицевая панель из металла, а не из пластика, тяжелый трансформатор и могучие радиаторы охлаждения
выходных транзисторов (не микросхем!) в определенном смысле служат признаком Hi-Fi-класса.
Всё ещё не определились с выбором? Всё ещё мечетесь между лампами и транзисторами? Ваша коллекция музыки
столь разнообразна, что не подпадает под один из вариантов? Тогда именно для Вас были созданы гибридные
усилители. Гибридный усилитель – это аппарат использующий как лампы так и транзисторы, чтобы взять лучшее из
двух миров. И как более «продвинутый» вариант гибридного усилителя – это комплект из лампового предусилителя и
транзисторного усилителя мощности (или двух моноблоков). Это конечно не панацея, так как требуется не малый опыт
чтобы подобрать одно к другому, но при грамотном подборе результат будет весьма хорош.
У ламповых аппаратов есть козырной туз в рукаве – это их специфические гармонические искажения. Например при
усилении сигнала 1000 Герц (основная или первая гармоника) на выходе также будет присутствовать 2000Гц (вторая
гармоника), 3000Гц (третья гармоника) и так далее, только каждая следующая звучит тише предыдущей (хотя все они
тихие, но создают дополнительный музыкальный фон, мешающий восприятию музыки такой какая она есть). Так вот
у ламп эти гармоники заканчиваются на 3-ей максимум 4-ой, а у транзисторов простираются вплоть до 7-й, 9-й, а иногда
и дальше. Учёными доказано что гармоники низкого порядка (1-я, 2-я, 3-я и т.д.) хуже воспринимаются человеческим
ухом (их меньше слышно, они для слуха практически незаметны), чем гармоники высших порядков (7-я, 8-я и т.д.), даже
при условии того что в процентном соотношении присутствие низших гармоник будет в десятки раз превосходить высшие.
Проще говоря для нашего слуха 5% искажений на первых гармониках значительно менее заметны, чем 0,1% искажений
на гармониках старшего порядка. Вывод «ламповые» искажения для нас менее заметны чем «транзисторные».